Соцреализм в искусстве - как зародился

Соцреализм в искусстве - как зародился

Социалистический реализм – это влиятельное направление в искусстве, зародившееся в ряде социалистических стран. Государства (в том числе СССР) активно использовали данный жанр для контроля за направлением продвигаемой идеологии и творчеством художников, а также для продвижения определенной политики.

История зарождения

Соцреализм использовался государством для вдохновения народа на свершение трудовых подвигов и поддержания необходимого градуса оптимизма. Впервые термин, используемый по сей день, был утвержден в 1932 году в качестве подходящего инструмента для закрепления авторитетов и пропаганды партийных идей. 

Довольно быстро правительство пришло к выводу, что соцреализм – это весьма удобный инструмент для влияния на мнение общества. Соответственно, было приложено множество усилий для развития этого направления в искусстве. 

Не обходилось и без цензуры. Художники рисовали только то, что было необходимо государству: никаких сложных метафор, цветовых решений и необычных форм. Лишь простые и понятные рабочему люду трудовые подвиги, подкрепляемые получением грамот и торжественных восхвалений.  

Конечно же, если деятели искусства и не получали никаких прямых заказов, а творили по зову сердца, существовал риск не получить одобрение и не продемонстрировать свою картину на выставках. Награждались лишь те мастера, которые были необходимы правящему режиму – их всячески продвигали в массы и осыпали почетными титулами. 

С тех пор наткнуться на творения в жанре соцреализма было довольно просто. На картинах присутствовали типичные сценарии: лица довольных заводских тружеников, пышные майские торжества, счастливые колхозники на целине и, конечно же, встречи простого народа с партийными лидерами. 

Главная цель социалистического реализма  

Соцреализм можно легко охарактеризовать следующими параметрами:

  • никакой фантастики и мистики, только отображение существующей реальности (при полном соответствии с историческими фактами);
  • контроль и согласование деятельности художников;
  • демонстрация идейности – трудовые подвиги во благо светлого будущего государства. 

Из этого можно сделать вывод: соцреализм грамотно использовался для того, чтобы убедить общество и его основную рабочую силу в необходимости безоговорочного подчинения партии. Без искренней веры в светлое будущее не наступит тех самых хороших времен, о которых воодушевленно кричит искусство, как и без совместного построения социалистического строя не будет мира во всем мире. 

В изобразительной деятельности проскальзывали уверенные убеждения: все работяги живут и трудятся во благо лучшей страны во всем мире. Касалось это и правительства – разрешалось изображать вождей лишь с положительной стороны.

Существовавшее в те годы «андеграундное» искусство, не согласное с мнением партии, жестко каралось законом. 

Векторы развития социалистического реализма предусматривали отклонения от типичных канонов изобразительного искусства. Так, например, популярным было футуристическое направление – как обещание всего самого лучшего в ходе революционного развития. С течением времени Сталин стал олицетворением тоталитарного соцреализма, вытеснив всяческое «другое» искусство. 

Главный посыл социалистического реализма – человек и человечность – теряется на фоне безжалостного стремления переиначить весь мир.

Развитие и существование соцреализма в искусстве ограничивается периодами деятельности СССР. После 1960 года жанр постепенно сменяют новые направления, художники и понятия.