Есть ли смысл в абстракционизме

Есть ли смысл в абстракционизме

Абстракционизм – это направление живописи, отвергающее реалистичное воспроизведение мира. Наравне с термином «абстрактное искусство» зачастую искусствоведы используют и другие, например: «беспредметное», «нефигуративное», «непредставительное» или «геометрическая абстракция». Абстракционизм – довольно расплывчатый обобщающий термин для любой картины или скульптуры, не изображающей узнаваемые объекты или сцены.

Происхождение и история

Многие искусствоведы считают, что абстракционизм зародился примерно 70 тысяч лет назад. Такое заявление оправдано находкой двух камней с нанесенными на них абстрактными геометрическими узорами, найденными в пещерах Бломбоса. 

К абстрактному искусству можно отнести и точки красной охры с ручными трафаретами, которые обнаружили в пещерах Эль-Кастильо. Археологи установили, что наскальные изображения были нанесены примерно в 39000 году до нашей эры. 

В 34000 году до нашей эры также появились гравюры неандертальцев, живших в пещерах Горхэм и Альтамира. В последних был найден абстрактный рисунок булавы. С этого момента археологи и историки начали находить все больше и больше абстрактных символов. По современным подсчетам их численность превосходит изображения реализма в два раза. 

Академии Европы выпускали художников, которые слепо следовали традиционным принципам классического реализма. Его позиции четко обозначали главную обязанность при сотворении любого предмета искусства – создание узнаваемого зрителем объекта или передача понятной сцены. 

Несмотря на различные стили, материалы и прочие аспекты создания изображения, неизменной должна была остаться имитация или представление привычной реальности. Только в конце девятнадцатого века ситуация начала меняться. 

Импрессионизм продемонстрировал, что строгое и вычурное представление академической натуралистической живописи – не единственный способ проявлять себя и создавать запоминающиеся произведения. 

Художники нашли новые методы расширения границ в искусстве, включая игру цвета и света, полный отказ от трехмерной перспективы и необычные кривые и геометрические формы, которые стали использоваться при поиске абстракции.

Абстракция и ее идея

Главная идея абстрактного искусства заключается в том, что формальность картины не менее важна, чем ее репрезентативные качества и реализм. Изображение, содержащее достаточно неудачный или абстрактный рисунок человека, но с красивыми и яркими цветами, может понравиться и привлечь внимание. Это доказывает, что формальное качество (в данном случае – цвет) может преобладать над репрезентативным.

С другой стороны, фотореалистичная картина загородного дома может демонстрировать изысканную репрезентативность и реализм, но сюжет, цветовая гамма и общая композиция могут быть совершенно скучными. Такие произведения забываются через две минуты после просмотра.

Философское обоснование признания ценности формальных качеств произведения искусства проистекает из утверждения Платона, что:

«Прямые линии и круги не только красивы, но вечно и абсолютно красивы».

Платон имеет в виду, что ненатуралистические изображения (круги, квадраты, треугольники и т.д.) обладают абсолютной неизменной красотой. Картина может быть оценена по линии и цветам – совершенно не обязательно изображать естественный объект или сцену. 

Виды абстракционизма

Проще всего для понимания разделить абстрактное искусство на шесть основных типов:

  • криволинейный;
  • кубизм;
  • цветовой и световой;
  • эмоциональный или интуитивный;
  • с необычной техникой нанесения краски (Gestural Abstract Art);
  • минимализм;

Непрезентативное искусство можно увидеть в большинстве музеев мира. Множество известнейших художников создали свои картины в этом направлении (включая Пикассо, Тейта, Макмурдо, Ньюмана и Малевича).